О некоторых особенностях обращения прокурора в арбитражные суды.

О некоторых особенностях обращения прокурора в арбитражные суды.

«Прокуратура разъясняет»

О некоторых особенностях обращения прокурора в арбитражные суды.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ) закреплен статус прокурора как участника арбитражного судопроизводства.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законамие в качестве заявителя в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Процессуальные основания обращения прокурора в арбитражный суд определены АПК РФ, а также другими федеральными законами.

АПК РФ содержит перечень исков (заявлений), которые могут быть инициированы прокурором.

К ним относятся: - с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; - с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; - с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; - с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения; - с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа в том числе государственными заказчиками государственного оборонного заказа, головными исполнителями поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу, не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящей части, и о применении последствий недействительности таких сделок; - с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в том числе заказчиками, поставщиками (подрядчиками, исполнителями), субподрядчиками, соисполнителями, участвующими в обеспечении государственных и муниципальных нужд, не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящей части, и о применении последствий недействительности таких сделок; - с иском о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в результате 3 нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; - с иском о признании недействительными сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством Российской Федерации, правом Евразийского экономического союза в сфере таможенных правоотношений и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, и о применении последствий недействительности таких сделок; - с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и о применении последствий недействительности таких сделок.

Помимо АПК РФ некоторые федеральные законы также содержат нормы о праве прокурора обратиться в арбитражный суд.

Так, согласно статье 1253 Гражданского кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица в случае неоднократного или грубого нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации прокурор в пределах своих полномочий вправе при осуществлении надзора за исполнением законов возбудить дело о любом административном правонарушении, в том числе, подведомственное арбитражному суду.

В таком случае прокурор направляет в арбитражный суд заявление о привлечении к административной ответственности по месту нахождения или по месту жительства лица, в отношении которого вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Как правило, арбитражный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. В отдельных случаях к компетенции арбитражного суда отнесено рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности руководителей организаций.

Арбитражный суд рассматривает также дела об административных правонарушениях, совершенных арбитражными управляющими.